Биография, Новиков-Прибой Алексей Силыч (Новиков). Полные и краткие биографии русских писателей и поэтов.

Новиков-Прибой Алексей Силыч (Новиков). фото фотография фотка Новиков-Прибой Алексей Силыч (Новиков). фото фотография фотка
Все материалы на одной странице
Материал № 1
Материал № 2 Новиков-Прибой, Алексей Силыч

[1877—] — пролетарский писатель. Род. в с. Матвеевском Тамбовской губ. в крестьянской семье. Начальное образование получил в сельской приходской школе и пополнял его чтением различных книг. 22 лет Н. — П. попал в Балтийский флот в качестве матроса. Воскресная школа, связи с подпольными кружками, нелегальная литератуpa и «Дом предварительного заключения» были его «университетами». Участие в Цусимском походе 2-й эскадры окончательно оформило его политические взгляды. После пребывания в плену у японцев Новиков-Прибой с 1907 по 1913 скитается по Европе и Северной Африке как политэмигрант, плавает в Англии на коммерческих судах.

В 1906—1907 Н. — П. выпустил две небольших книжки («За чужие грехи» и «Безумцы и бесплодные жертвы») о Цусиме под псевдонимом «Матрос А. Затертый». Обе книжки были немедленно конфискованы. В 1914 Новиковым-Прибоем была подготовлена первая значительная его книга «Морские рассказы», но из-за цензурных запретов она увидела свет лишь в 1917. После Октябрьской революции Новиков-Прибой получил возможность заняться литературной деятельностью. Вступил в группу пролетарских писателей «Кузница» (см.) и стал одним из популярнейших советских писателей.

Н. — П. внес в литературу свою тему. Море, корабль, казарма, лагерь пленных, реже деревня, — таковы объекты его творчества. Они интересуют его как объекты, на которых с особой отчетливостью сказалось действие жестокой бюрократической машины самодержавия. Но пессимизма у Н. — П. нет даже и в дореволюционных рассказах. Наряду с Петькой «порченым» (рассказ «Порченый») казарма выращивала, как показал писатель, революционера Зобова («Подводники»), Смирнов а («Ухабы») и мн. др., которые готовили гибель давящему их порядку. Н. — П. с мастерством и знанием жизни раскрывает причины, которые делают из рядовых матросов революционеров, умеющих бороться. Физически и морально здоровый матрос-середняк, выполняющий без особого напряжения всю возлагаемую на него работу, жизнерадостный и остро ненавидящий кают-компанию, освобождающийся от верноподданнических иллюзий под влиянием корабельного быта и товарищей, — таков главный герой его произведений.

Корабль, работу всех его механизмов, жизнь матросского кубрика, взаимоотношения с начальством Н. — П. показывает с учетом деталей, подробно. Но детальность для Н. — П. — не самоцель. Она, придавая жизненность изображаемому, позволяет отчетливее создать общую картину обреченного, гнилого царского флота, построенного на основе классового гнета, чинопочитания, внешней упорядоченности и муштры.

Реалистическая, социально насыщенная тематика дополняется у писателя темой любовно-семейных отношений. Трактуется она по преимуществу в романтическом плане. Встреча с женщиной всегда внезапна, случайна, почти фатальна; сама женщина ярка, красочна; обстановка встречи насыщена весельем, бодростью, но все это дается в приукрашенных тонах.

Показывая постепенный рост революционного сознания матроса царского флота, расслоение среди членов кают-компании, Н. — П в таких произведениях, как «Ухабы», «В бухте», «Отряд», изображает революционный взрыв. Революция показана Н. — П. не только на море, но и в лесах и сопках Дальневосточного края. Партизаны — главные герои его рассказов о революции; их Новиков-Прибой противопоставляет организованной военщине царской армии.

Рассказы и большие повести Новикова-Прибоя в большинстве носят мемуарный характер. Излишне загромождает Н. — П. свои произведения трагическими ситуациями, надуманными конфликтами.

Сочетание повышенной эмоциональности повествования с насыщенностью произведения конкретными картинами жизни проходит через все творчество Новикова-Прибоя. Пейзаж, яркий, красочный, встает всегда как бы контрастом к мучительному, убивающему режиму матросской жизни.

Высшей ступенью творчества Н. — П. является «Цусима», заслуженно входящая в актив литературы социалистического реализма. События прошлого — поход 2-й тихоокеанской эскадры и бой под Цусимой — подвергнуты пролетарскому анализу.

Вскрытие социальных корней дезорганизации, которая царила под покровом бессмысленной, чисто внешней дисциплины, подготовляет читателя к выводу о неизбежности гибели всей эскадры. Четкие характеристики отдельных командиров, адмиралов, офицеров, показ повседневной жизни матросов, красочные пейзажи моря и тропиков, ряд личных, интимных воспоминаний повышают ценность произведения конкретными художественными деталями. В «Цусиме» Н. — П. держится хронологической последовательности событий, сообщает ряд интереснейших исторических документов. Вместе с тем язык Новикова-Прибоя порою упрощен в показе многосторонности фактов и явлений, чем понижается сила образного выражения. Этот недостаток сказывается и в таком ярком и волнующем произведении, как «Цусима».

Библиография: I. Собр. сочин., изд. «ЗиФ», М., 1927—1929 [т. I — Морские рассказы; т. II — Море зовет; т. III — Ухабы; т. IV — Женщина в море; т. V — Две души; т. VI — Соленая купель (выдержали по нескольку изданий)]; Бегство, ГИХЛ, М., 1931, и «Московское т-во писателей», М., 1932; Цусима, изд. «Федерация», М., 1932 (несколько изд.).

II. Кубиков И., Литературные очерки, М., 1929; Воpонский А., Литературные портреты, т. II, М., 1929; Новиков-Прибой А. С., Критическая серия, изд. «Никитинские субботники», Москва, 1930; Якубовский Г., Писатели «Кузницы», Москва, 1930; Красильников В., За и против, М., 1930; Абрамкин В., Цензурная история «Цусимы», «Залп», 1933, VI [по материалам дела Главного управления по делам печати об изъятии и уничтожении брошюры «Безумцы и бесплодные жертвы» А. Затертого (бывший матрос), изд. в 1907 и представлявшей собой первый набросок романа «Цусима»]. Отзывы о «Цусиме»: Рожков П., «Новый мир», 1932, XII; Свирский А., Сказание о великом позоре, «Литературная газета», 1932, No 39, 29 август; Бойчевский В., «Земля советская», 1932, X; Судачков А., Трагическая авантюра царизма, «Художественная литература», 1933, I; Лейтес А., «Прожектор», [М.], 1933, No 3—4; Березов П., Правда о войне, «Книга и пролетарская революция», 1933, I; Его же, Правда о «Цусиме», «Рост», 1933, V; Варшавский С., Цусима, «Залп», 1933, VI; Его же, О «Цусиме» А. С. Новикова-Прибоя, «Звезда», 1933, VI; Заславский Д., Современная история, «Литературный критик», 1933, I; Перцов В., Россия, которую били, «Знамя», 1933, VIII, и мн. др.

III. Антология крестьянской литературы послеоктябрьской эпохи, ГИХЛ, М., 1931 (подробная библиография сост. А. Ревякиным).


Все биографии русских писателей по алфавиту:

А - Б - В - Г - Д - Е - Ж - З - И - К - Л - М - Н - О - П - Р - С - Т - У - Ф - Х - Ц - Ч - Ш - Щ - Э - Я


Десятка самых популярных биографий:

  1. Биография Пушкина
  2. Биография Лермонтова
  3. Биография Булгакова
  4. Биография Гоголя
  5. Биография Есенина
  6. Биография Достоевского
  7. Биография Чехова
  8. Биография Маяковского
  9. Биография Евтушенко
  10. Биография Даля





© 2022 ќксперты сайта vsesdali.com проводЯт работы по составлению материала по предложенной заказчиком теме. ђезультат проделанной работы служит источником для написания ваших итоговых работ.