Логопедическое занятие по теме Моя семья

Автор публикации:

Дата публикации:

Краткое описание: ...


Логопедическое занятие. Тема «Семья»


Подготовительная к школе группа.


Цель. Развитие речи.


Коррекционно – образовательные задачи. Уточнение, активизация и актуализация словаря по теме «Семья», совершенствование грамматического строя речи (составление существительного). Автоматизация правильного произношения звука [Д], закрепление звука и буквы [Д], дифференциация звуков [Д] и [Т].


Коррекционно развивающие задачи. Формирование фонематического слуха. Развитие связной речи, мышления, памяти, навыков звукового анализа, чувства ритма, зрительного внимания и восприятия, творческого воображения, общей и мелкой моторики, артикуляционной моторики, координации речи с движением Упражнять в подборе синонимов, решении ребусов. Формировать умение работать с деформированным предложением: составлять простое распространенное предложение из слов, данных в нарушенной последовательности и произвольной форме.


Коррекционно- воспитательные задачи. Воспитывать в детях любовь к семье. Воспитание доброжелательности, взаимопонимания, навыков самостоятельности, инициативности и сотрудничества. Воспитывать чувство доброты и благодарности.


Оборудование: мяч, ребус «Семья» "7+Я", разнообразные картинки на тему: «Семья», «Профессии», карточки с изображением предметов в названии, которых есть звук [Д].


Предварительная работа: Составление рассказа о членах семьи, их хобби и занятиях. Беседы с детьми о профессии родителей. Проведение сюжетно – ролевой игры «Семья».



Ход занятия


1. Организационный момент (дети стоят в кругу)

Логопед надевает платок и представляется бабушкой Маланьей.

Маланья: Здравствуйте ребятки - внучатки, а не поиграть ли нам

Логопед  вместе с детьми выполняет движения под текст стихотворения.

У Маланьи у старушки

Жили в маленькой избушке

Семь сыновей, Показать семь пальцев.

Все без бровей Закрыть брови указательным и средним пальцами.

С такими ушами, Развести руки в стороны.

С такими глазами, Приставить к лицу большой и указательный пальцы, согнутые в колечко.

С такой головой Сомкнуть руки над головой, образовав полукруг.

С такой бородой Двигать от подбородка вниз с наклоном туловища.

Ничего не ели,

На неё глядели Присесть на корточки, руки согнуть и подпереть подбородок.

Делали вот так. Педагог показывает какое-нибудь движение, а дети ему подражают.

Садимся.

2. Решение ребуса «Семья».

Логопед Ребята, угадайте, о чем мы будем сегодня разговаривать, дети отгадывают ребус «Семь,Я»

Логопед: Дети, а какая семья была у Маланьи

Дети. Дружная

Логопед: Почему? (делали все вместе)

3. Д.И. «Составьте предложения» из данных слов. Грамота.

Школа, брат, ушла, в.

Мама , в, работает , магазин.

Мы, идти, в, детский, сад.

Папа, решать, кроссворды, трудный.

Вопросы по каждому предложению: Сколько слов в предложении? Какое первое? Второе? Третье?

4. Д.И. «Какой, какая» Игра с мячом

  • мама – добрая, красивая, ласковая….

  • папа – сильный, смелый, храбрый,..

  • семья – большая, дружная, крепкая,…

  • бабушка – любимая, добрая, заботливая…

  • дедушка – умный, сильный, веселый

5. Артикуляционная гимнастика общая.

«Наказать непослушный язычок» (расслабление мышц языка).

 Провинился язычок,

Ничего сказать не смог.
Мы его похлопаем,

Губками пошлепаем. 

Описание: Упр. «Лопаточка», пошлепать по языку верхней губой со словами «пя-пя-пя». Удерживать широкий язык в спокойном положении при открытом рте под счет от 1 до 10.

Внимание: Похлопывать язык губами надо несколько раз на одном выдохе. Выдыхаемый воздух не задерживать.

«Забить гол» (выработка плавной длительной струи воздуха, идущей посередине языка).  Я послушный язычок

Превращаю в желобок.
Щек своих не надуваю,

Мяч в ворота загоняю. 

Описание: Улыбнуться, положить широкий передний край языка на нижнюю губу, прикрыть верхней губой, оставив небольшую щелочку и, как бы произнося длительно звук Ф,   сдуть ватный шарик  на противоположный край стола.

Внимание:     Нижняя губа не должна натягиваться на нижние зубы. Нельзя надувать щеки. Следит, чтобы ребенок произносил Ф, а не Х, т.е. чтобы воздушная струя была узкая, а не рассеянная.

«Улыбка – Трубочка» (развитие подвижности губ).

Тянем губы мы к ушам,

Улыбнемся малышам.

А потом тяни вперед,

Как у слоненка хоботок. 

Описание: Поставить верхние зубы на нижние, растянуть губы в улыбке, показав все зубы, удерживать улыбку 3 – 5 секунд, вытянуть губы вперед трубочкой, удерживать губы в таком положении  3 – 5 секунд. Выполнять переключения с одной позиции на другую 5 – 7 раз.

Внимание: Следить, чтобы в процессе переключения зубы не размыкались и не сдвигались.

6. Д.И. «Измени слово» работа над звукослоговой структурой.

Дифференциация звуков [Д] [Т]

Трава – дрова; Уточка – удочка, Тима – Дима,

Дочка – точка, прутик – прудик, плоты – плоды,

Тело – дело, катушка – кадушка, дом – том.

Логопед: Опишите, как лежат ваши губы и зубы (дети описывают положение губ и зубов при произнесении звука)

Д.И. «Разбери картинки» Звук [Д] вначале, в середине, в конце.


7. Пальчиковая гимнастика, + правильное употребление глаголов

Есть у меня братишка-

Смешной такой мальчишка:

Мне во всем он подражает

И ни в чем не уступает.

Если мы играем в мячик,

Я скачу, он тоже … (скачет).

Я сижу и он … (сидит),

Я бегу и он … (бежит),

Мяч беру и он …(берет),

Мяч кладу и он …(кладет).

Куст стригу и он …(стрижет),

Жгу костер - он тоже …(жжет).

Такой смешной мальчишка –

Младший мой братишка.

8. Словообразование существительных.

Логопед: Сейчас поиграем в «новые слова».

  • Дедушка любит мастерить, он …(мастер).

  • Бабушка любит заниматься рукоделием, она …(рукодельница).

  • Мама любит хлопотать на кухне, она …(хлопотунья).

  • Папа – плясать, он ...(плясун), а мама …(плясунья).

  • Дядя - петь, он …(певун), а тетя …(певунья).

  • Сын – шалить, он …(шалун), а дочь …(шалунья).

  • Брат – озорничать, он …(озорник), а сестра …(озорница).

  • Двоюродный брат – молчать, он …(молчун), а двоюродная сестра …(молчунья).

  • Племянник ходит в школу, он …(школьник), а племянница …(школьница).

  • Они учиться на «отлично», он …(отличник), а она …(отличница).

  • А вы кем будете в школе? (отличниками)


  1. Развитие внимания, мышления.

Логопед: внимательно посмотрите на карточку. Как вы думаете, что это обозначает? Какое задание будет у вас?

Ответы детей.

[pic]

Рассматриваем, оцениваем по правильности выполнения задания.

  1. Итог. Надеюсь, вы все сегодня поняли самое главное – «Семья нам всем нужна!», «Вся семья вместе, дак и душа на месте». А что главное в семье? Ответы детей.

Молодцы дети все старались, хорошо занимались.